28 мая 2019 года в зале Н. Даулетовой Национальной библиотеки Республики Казахстан в рамках программы «Рухани жаңғыру» состоялась презентация новой книги члена Международного Казахского ПЕН-клуба, Союза писателей Казахстана и Совета по русской литературе и литературным связям СП Казахстана Умит Тажкен «Бег устремлений. Избранная проза».Действующие лица произведений современного казахского автора находятся перед экзистенциальным выбором, как и главная героиня романа «Ось существования». Человек «способен отвести от себя угрозу деперсонализации и обрести свою автономную территорию подлинного существования, вслушиваясь в древние напевы Великой казахской Степи, которые вещают о первоначальных истоках человеческого бытия», – так пишет о ее героях Ж. Баймухамедов.
Открыл презентацию президент Международного Казахского ПЕН-клуба, известный писатель и журналист Бигельды Габдуллин, выступивший и модератором мероприятия.
В литературу Умит Тажкен пришла в зрелом возрасте. В 2001 году вышел сборник рассказов «Сакрализация памяти», в 2003 году – «Восхождение к Абсолюту», в 2009 году – «Лоза тамариска», в 2009 году – «Ось существования» (избранное, по госпрограмме «Культурное наследие»). В 2006 году – книга переводов на казахский язык «Ақиқатқа жүгіну».
Умит Тажкен – «плоть от плоти своего древнего, мудрого, многострадального народа. Исповедальная проза Умит повествует о множестве событий, грозных и счастливых, свидетелем которых были прошлые поколения. Она пишет о злобе дня сегодняшнего. Пишет с болью в сердце, с надеждой на благие изменения. Но в ее книгах нет искусственности, орнаментальности. Там обнажена душа современной казахской женщины». Доктор филологических наук, профессор Б. Джилкибаев выделяет особо строгий взгляд автора, «полный сочувствия и понимания к униженным, отверженным и едкого сарказма к “калифам на час”, так называемым “новым хозяевам жизни”».
С юбилеем известного прозаика поздравил заместитель Председателя Союза писателей Казахстана, доктор филологических наук, профессор Бауржан Жакып.
С докладами о творчестве У. Тажкен выступили патриарх казахской литературы Абдижамил Нурпеисов; писатель, кинодраматург, член Союза писателей Казахстана и Международного Казахского ПЕН-клуба, Заслуженный деятель РК Смагул Елубай; писатель, переводчик, доктор филологических наук, профессор КазНУ имени аль-Фараби, член СП Казахстана и Совета по русской литературе и литературным связям СП Казахстана Аслан Жаксылыков; заместитель главного редактора журнала «Простор», заместитель председателя Совета по русской литературе и литературным связям СП Казахстана, член Правления СП Казахстана Любовь Шашкова, писатели Куандык Туменбай, Жан Даулет и др.
Заведующая отделом аналитики и внешних литературных связей Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова КН МОН РК, член Правления Союза писателей Казахстана, заместитель председателя Научно-экспертной группы АНК города Алматы Светлана Ананьева говорила об отражении в творчестве современного прозаика темы Малой родины. «Искусство выступает спасением для героинь ее произведений. Да и случай имеет немаловажную роль. Порой стиль становится завуалированным, в духе криптограмм, а героями произведений выступают торговцы, обслуживающий персонал кафе, ресторанов, продавцы магазинов, чиновники, врачи, писатели, журналисты, художники и т.д. Писательница “чутко прислушивается к традициям казахских жырау и толгау, насыщая повествование лиризмом и стихотворными цитатами…” (В. Бадиков). … Произведения У. Тажкен – это “экзистенциальный эпос, осмысливающий и воссоздающий наше время” (В. Савельева). У ее книг – большая читательская аудитория и “скрытый автобиографизм”». Они становятся объектами научных исследований, диссертаций, статей в периодике. Пишем мы о творчестве У. Тажкен и на страницах коллективной монографии “Современная литература народа Казахстана”».
Разнообразны по жанру повести У. Тажкен. «На берегу» (повесть-странствие) завораживает созданными образами женщин на вокзале; типичной «апашки»; не барыньки, а скорее приживалки и многих других… Встречаем в тексте произведения признание автора: «Наблюдать жизнь людей – занятие увлекательное».
Завораживают степные пейзажные зарисовки на страницах ее романов и повестей.
«Змеилась, извивалась в стороне серо-мутной рябью Сырдарья, то показываясь, то снова прячась в зарослях тальника. Извивалась, словно мифологическая матерь-змея, Драконтина, одно из имен которой – Тәжи. .. Древний Ийнчу-Огуз теперь стал мельче, все больше петляет, изгибается, но иногда движется напролом. … Земля местами была серо-белая, словно припорошенная снегом, местами сменялась черной травой на солоноватой почве болота в пойме. Колыхались пшенично-спелые верхушки камышей, отдавая охрой. Просматривались серо-розовые верхушки тамариска, темно-зеленые, темно-серые высокие на корню кустарники со светло-серым пухом; серая с оранжевым оттенком крона джиды, серо-изумрудный жусан, мелкая низкорослая трава. Нет, степь не однообразна, не монотонна, она обсидиановая, желто-коричнево-терракотовая…». Так может воссоздавать родную степь человек, влюбленный в ее пространства и пейзажи.
«Частые здесь сильные ветра разметали по небу облака. Их самые невероятные очертания поминутно менялись, превращаясь в фантастические завихрения-спирали. Черные тучи, клубясь, то закрывали, то вновь открывали взору солнце, алые отблески появлялись то поверху, то понизу облаков. В какой-то момент солнце смотрелось как ухват, которым в сказках вынимают горшки из печи. По направлению ветра вытянулась длинная череда облаков и стала скручиваться в воронку. Когда солнце выглянуло вновь, озаряя небо тускло-желтым светом, открылась совершенно неожиданная картина – солнце в обрамлении черных туч было похоже на зрачок… По всему небосводу – золото, лимон, багрянец, синь». Пишет, словно рисует, автор.
Акварелями («Местность между Меккой и Мединой», «Южное привратное здание летней резиденции последнего эмира Бухары», «Вековое дерево саксаул у женской суфийской обители», «Мариенбад, в лесу», «Остров Св. Петра, г. Билль, Швейцария», «По дороге в Кагайлы сай»), графикой («Сырдарья возле станции Байхожа», «Жанкент, столица огузов», «Гора Арафат») и картинами («Родовое поместье Валихановых в Сырымбете», «Горный массив Сырымбет», «Джидда, солнце в весне», «Домик паломников у мазара Косым кожа») оформлена презентуемая книга. В современной литературе Умит Тажкен, по мнению Светланы Ананьевой, продолжает традиции Анатолия Кима, Михаила Пака и Станислава Ли, чьи акварели и портреты украшают их книги.
На презентации присутствовали известные деятели культуры и литературы Дюсенбек Накипов, Светлана Санбаева и т.д., студенческая молодежь, магистранты и докторанты ведущих вузов Казахстана. Презентация новой книги Умит Тажкен завершилась автограф-сессией.
Айнур Калиаскарова, докторантка Казахского национального педагогического университета имени Абая
Источник: sozvuchie.by